Автотехническая экспертиза

Объекты исследования (общие для 3 видов автотехнической экспертизы):
  • механические и электромеханические транспортные средства (за исключением средств железнодорожного транспорта, воздушного, морского и речного флота), прицепы, полуприцепы и т.п.;
  • место дорожно-транспортного происшествия;
  • материалы дела и вещественные доказательства, предоставляемые в распоряжение эксперта органом, назначившим экспертизу.
Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия
Задачи, решаемые в рамках данного вида экспертизы:
  • исследование обстоятельств, характеризующих механизм дорожно-транспортного происшествия или отдельные его элементы в целях определения:

а) скорости движения транспортных средств (ТС);
б) тормозного и остановочного пути, остановочного времени транспортных средств;
в) определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
г) определения удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные моменты времени;
д) направления движения транспортных средств;
е) взаимного положения транспортных средств в различные моменты происшествия;
ж) момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  • исследование действий участников ДТП в целях установления:

а) действий, которые надлежало совершить водителю в сложившейся дорожной ситуации в соответствии с ПДД для обеспечения безопасности движения;
б) технической возможности предотвращения ДТП в моменты, заданные органом (лицом), назначившим экспертизу;
в) соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД;
г) причинной связи между действиями водителя и последствиями технического характера (наезд, столкновение и т.д.);

Исследование технического состояния транспортных средств
Задачи, решаемые в рамках данного вида экспертизы:
  • установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;
  • установление причин возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
  • установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП;
  • установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли поспособствовать возникновению ДТП.

Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)
Задачи, решаемые в рамках данного вида экспертизы:
  • определение механизма ДТП;
  • установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;
  • установление расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;
  • установление координат места столкновения ТС или места наезда на пешехода;
  • установление факта движения или неподвижного состояния ТС в момент контактного взаимодействия;
  • установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
  • установление возможности получения механических повреждений имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии.
  • установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС.

Вопросы, разрешаемые в ходе проведения судебной автотехнической экспертизы:

– С какой скоростью двигался автомобиль (автобус, мотоцикл и т.д.) в данных условиях к моменту начала торможения, исходя из указанной в исходных данных длины следа торможения?
– Какова безопасная скорость движения автомобиля по условию видимости проезжей части в условиях места происшествия?
– Какой остановочный путь имеет автомобиль в условиях места происшествия?
– На каком расстоянии от места наезда находился автомобиль в момент начала движения пешехода на пути, указанном в исходных данных?
– Располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд на пешехода в момент начала движения пешехода на пути, указанном в исходных данных?
– Располагал ли водитель технической возможностью предотвратить происшествие с момента возникновения препятствия или опасности для движения?
– Как с технической точки зрения, в данной дорожной ситуации должен был действовать водитель в соответствии с Правилами дорожного движения?
– Соответствовали ли действия водителя техническим требованиям Правил дорожного движения?
– Каково техническое состояние тормозной системы (рулевого управления, ходовой части и т.д.) транспортного средства?
– Если тормозная система (рулевое управление, ходовая часть и т.д.) транспортного средства неисправна, то в чем заключается неисправность, по какой причине и когда она возникла, мог ли водитель (лицо ответственное за выпуск транспортных средств в эксплуатацию) обнаружить данную неисправность до происшествия и по каким признакам?
– Имеется ли причинная связь между обнаруженной неисправностью транспортного средства и происшествием?
– В каком положении относительно границ проезжей части находилось транспортное средство в момент столкновения?
– Какими частями столкнулись транспортные средства, каково было их взаимное положение в момент столкновения?
– Что явилось причиной ДТП, с технической точки зрения?
– Какова стоимость восстановительного ремонта автомобиля (марка, модель) государственный регистрационный знак О 000 О 39, с учетом износа на дату дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП)?
– Какова рыночная стоимость аналогичного по комплектации и техническому состоянию автомобиля (марка, модель) на момент ДТП в технически исправном состоянии?
– Каков размер утраты товарной стоимости автомобиля (марка, модель) государственный регистрационный знак О 000 О 39, причиненного в результате ДТП, произошедшего 00.00.0000 года?